#Искусство_ВЧ 10 КАРТИН О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ Искусство призвано воспитывать человека и зажигать в его сердце эмоции, без которых любая история — лишь набор фактов и событий. Стихи и картины о великих победах и великих трагедиях Великой Отечественной войны позволяют нам проникнуть в саму суть, в ткань прошлого, сердцем и душой проживая один из самых важных моментов истории. Война навсегда остается в памяти народа, даже если с её окончания проходят годы и десятилетия. Долг памяти, долг помнить, несмотря ни на что, — то немногое, что действительно связывает нас, таких других и современных, с событиями прошлого столетия. Стихи и картины о великих победах и великих трагедиях Великой Отечественной войны позволяют нам проникнуть в саму суть, в ткань прошлого, сердцем и душой проживая один из самых важных моментов истории. В этом материале мы собрали 10 картин о Великой Отечественной войне. Некоторые из них не известны широко, но все так же отражают главную идею, пронизывающую все произведения искусства, посвященные этому событию — советских людей не сломить ужасами войны, а наша обязанность — помнить об их жертве и подвиге. Покажите этот материал детям, обсудите с ними сюжеты полотен и эмоции, которые возникают при их просмотре. Подберите стихотворения или отрывки прозы, которые подходят по смыслу и настроению к картине. АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА. «ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ», 1942 Картина Дейнеки — это не реалистичное изображение осады Севастополя в 1942 году, а символическое изображение столкновения двух непримиримых сил: безликой темной массы захватчиков против советских рыцарей — моряков в ослепительно белой форме. «Шла тяжёлая война. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжёлыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился чёрным. Но писать всё же решил… «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за весёлых людей, море и самолёты. И вот воочию представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада». // Воспоминания художника. ЮРИЙ ПИМЕНОВ. «ФРОНТОВАЯ ДОРОГА», 1944 В этой работе художник развивает замысел, использованный в картине «Новая Москва» (нажмите 2 раза на картину «Фронтовая дорога» и в комментариях будет картина «Новая Москва»), написанной за четыре года до начала Великой Отечественной войны. Ее сюжет прост: девушка в легком летнем платье за рулем машины проезжает по цветущей Москве, которая к 1937 году украшается новыми постройками в стиле сталинского ампира. Картина передает ощущение беспечности и радости. Спустя семь лет, в 1944 году, Пименов создает новую картину, повторяющую сюжет первой, но совсем с другим настроением. Девушка сменила легкое платье на шинель, справа от нее сидит солдат в каске, а вместо летнего московского пейзажа — испещренная следами шин, покрытая лужами и грязью дорога, вдали угадываются силуэты полуразрушенных зданий. На обочинах застыли разбитые танки, и новые силы Красной армии в грузовиках направляются на фронт. По этой дороге зрителю вместе с героиней картины предлагается следовать в Берлин, к победе. Художник с помощью композиции демонстрирует обширную панораму города, который был разграблен и разрушен захватчиками. Пименов позволяет зрителю ощутить вместе с героями картины атмосферу потери: некогда яркий город превратился в руины, а пустота и разруха пугают... пугают своей обыденностью, на фоне которой девушка за рулем ведет разговор со своим спутником. АЛЕКСАНДР ЛАКТИОНОВ. «ПИСЬМО С ФРОНТА», 1947 В 1944 году художник Александр Лактионов вместе с семьей переехал из города Самарканда, где жил в эвакуации, в Загорск, современный Сергиев Посад. Там ему удалось найти необычное временное жилье. Бойницу для пушки в монастырской стене некогда перестроили в келью — туда-то и заселился художник с семьей. Сюжет картины «Письмо с фронта» был буквально «подарен» Лактионову самим монастырем. Неподалеку от обители художник случайно встретил раненого солдата. Тот искал адрес, по которому нужно было доставить фронтовое письмо. Лактионов решил сам проводить его, таким образом став свидетелем события, которое легло в основу картины. Картина была написана спустя четыре года. Художник стремился передать подлинные, искренние эмоции от весточки с фронта. Именно поэтому позировать для картины он попросил близких людей: дочь, сына, тетушку, Виктора Нифонтова, художника и друга, с которого был написан солдат, и приятельницу из Загорска. Картина снискала огромную славу: ее печатали на марках, открытках, в журналах и учебниках. Уже через два года после написания картина была удостоена Сталинской премии I степени — по сути, высшей награды, которую мог получить художник того времени. МИХАИЛ ХМЕЛЬКО. «ТРИУМФ ПОБЕДИВШЕЙ РОДИНЫ», 1949 В сердце картины «Триумф победившей Родины» — Парад Победы, состоявшийся 24 июня 1945 года. Cюжет произведения — низложение фашистских знамен к подножию Мавзолея. Отчётливо узнаваемы Иван Конев, Василий Чуйков, Николай Кузнецов, Леонид Говоров и многие другие полководцы войны. «Прозрачен трепещущий влагой прошедшего дождя воздух, хорошо передано свежее дыхание весеннего дня, и этот общий тон картины прекрасно вводит в основное настроение произведения. Левая часть картины вся выдержана в строгих, четких линиях: контуры мавзолея, фигуры высших командиров и почетного караула создают ощущение торжественности. Справа, оттуда, где трепещут вдали победоносные красные знамена Советской Армии, начинается все более сильное, волнующееся движение. Оно разрастается и наконец разрешается в сильной динамике фигур выбегающих вперед воинов, которые кидают наземь фашистские штандарты. Так на ярком контрасте движения и строгой неподвижности, уверенного спокойствия и энергической силы строится образ всенародного ликования победы». // Журнал «Искусство», 1951 г. ФЕДОР БОГОРОДСКИЙ. «СЛАВА ПАВШИМ ГЕРОЯМ», 1945 Некоторые исследователи отмечают в картине советского художника Федора Богородского «Слава павшим героям» параллели с подвигом Христа. Тема спасения мира ценой собственной жизни удивительным образом переплетается с евангельскими событиями. Художник создает картину, опираясь на канонический сюжет положения Христа во гроб. Деревянные носилки, на которых лежит умерший солдат, напоминают крест. Мать, которая склонилась над ним, ассоциируется с оплакивающей своего Сына Богородицей. Вместо участвовавших в погребении учеников Христа, Иосифа и Никодима, — боевые товарищи, которые молчанием чтят память погибшего друга. Эту картину даже называют драматичным, торжественным «Реквиемом» войны. ПЕТР КРИВОНОГОВ. «ЗАЩИТНИКИ БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ», 1951 Одна из картин, прославляющих подвиг советских войск, — «Защитники Брестской крепости». Материал для отражения одного из самых трагических и ожесточенных сражений собирался тщательно, по крупицам, и требовал длительного изучения. Петр Александрович много времени проводил прямо на поле боя. Среди руин крепости были сделаны сотни эскизов. «Неувядаемая поэзия героического подвига одетых в военную форму простых советских людей, поэзия веры в победу, которая не гаснет перед лицом смерти…» // Писатель Константин Симонов о картине. СЕРГЕЙ ГЕРАСИМОВ. «МАТЬ ПАРТИЗАНА», 1950 Герасимов работал над картиной «Мать партизана» на протяжении семи лет, начав в переломный для страны 1943 год. До войны многие его работы были посвящены жизни людей колхозной деревни. Именно в этот период своего творчества он смог раскрыть ту простоту, искренность и в месте с тем ту живость ума и силу духа, которые так любил в простом народе художник. Центральным образом картины становится именно такая, самая обычная советская женщина, мать партизана. Она, гордо подняв голову, стоит напротив фашиста, и поза ее выражает уверенность, непоколебимость и вместе с тем гнев. Образ матери — собирательный, как говорил сам Герасимов: «Я хотел показать в ее образе всех матерей, которые отправили на войну своих сыновей». Светлая свободная рубаха контрастирует с загорелой, загрубевшей от работы морщинистой кожей, и в ее облике читается материнская горечь не только за сына, но и за всех людей, пострадавших от войны. Позади женщины — пожар, разбомбленная хата, раненные и даже убитые жители деревни. Художник не прорисовывает детально фон картины: он нужен для создания атмосферы всеобщего разорения и бедствия, которые своей сильной спиной как бы закрывает мать партизана. Немец, показанный зрителю вполоборота, лишен ярких индивидуальных черт, и только низкий лоб и выступающая челюсть придает ему звериный облик. БОРИС НЕМЕНСКИЙ. «БЕЗЫМЯННАЯ ВЫСОТА», 1962 В 60-е годы в советской живописи происходят перемены: художники переходят к честному, беспристрастному, порой жесткому взгляду на действительность. Параллельно развивается знаменитая «лейтенантская» проза фронтовиков Юрия Бондарева, Василя Быкова, Булата Окуджавы, которые предельно правдиво показали войну без ненужного пафоса, с самого близкого расстояния. Одна из работ, которая вызвала споры в культурном сообществе, — «Безымянная высота» Бориса Неменского. Картина написана по личным военным воспоминаниям. «Я шел пешком, с полной выкладкой солдата-художника. Шел долго, устал. И сел на торчащий из-под снега то ли камень, то ли пенек пожевать сухарь и дать ногам отдохнуть. Неожиданно заметил, что поземка прямо подо мной колышет траву. Но трава зимой не мягкая, колыхаться от легкого ветра не может. Всмотрелся, встал. Оказалось, что я сижу на мертвом немецком солдате — почти полностью занесенном. Колыхались рыжеватые волосы…». Рядом с солдатом он увидел двух мертвых мальчиков: один из них был русский, другой немец. Воспоминание долго не давало покоя художнику, но только в 1960 году Неменский создает первый вариант картины «Безымянная высота», представленный на выставке. Положение тела русского мальчика напоминает позу распятого Христа: подогнутые колени, вытянутая рука. На фоне мертвых тел выбиваются из земли редкие первоцветы, символизируя жизнь. Само название картины соотносится с ее идеей. Безымянная высота — это битва не за что-то конкретное, а случайная встреча на одном из бесконечных холмов, которая унесла две молодые жизни. Впоследствии художник постоянно возвращался к этому сюжету: существуют пять вариантов картины, последний из которых получил название «Это мы, Господи!». КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВ. «ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ», 1974 Картина, написанная в своеобразном «скандинавском» стиле автора, отсылает зрителя к известному маршу «Прощание Славянки», написанному в честь женщин, отправляющих своих мужей на войну. Марш остается одной из самых известных и популярных военных песен и по сей день, как гимн памяти и жизнеутверждающей веры в возвращение свободы и любви. ИРИНА БАЛДИНА. «ГЕРОИНЯ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ НАТАША КАЧУЕВСКАЯ», 1984 Во время Сталинградской битвы медсестра Наталья Качуевская спасла 20 раненых красноармейцев в одиночку, сражаясь с наступающими войсками противника. Оказавшись в окружении захватчиков, она взорвала себя и врага последней гранатой. Портрет кисти Ирины Балдиной — дань памяти ее подвигу. Запись из записной книжки Наташи: «Я вот что думаю. Каждый человек для чего-то на свет родился. Один, чтобы всю жизнь полезное дело творить, другой, чтобы только один раз встать во весь рост и крикнуть: "Вперед!" Это ничего, что он мало прожил. Важно, что он сделал. Важно, что в общую книгу людскую ляжет пусть даже одна его безымянная запятая. Надеюсь, я смогу поставить свою запятую...».