#ликбез_вч: ЧТО ТАКОЕ МЕТАФИЗИКА? Термин «метафизика» переводится как «после физики» и согласно приданию появился в результате классификации работ Аристотеля при их издании в Александрии. Означает он, таким образом, внеприродную, т. е. философскую, сферу познания или науку о ней. Такое значение этого слова можно считать устаревшим, вытесненным термином «философия» или «гуманитарные науки». В устоявшемся значении слово «метафизический» относится к такому способу мышления, который рассматривает вещи изолированно, сами по себе. Впустую жонглировать словом «метафизика» не стоит. Необходимо понять суть метафизического способа мышления, рассматривать метафизику в историческом и в содержательном плане как недоразвитый вид философии с мистически-спекулятивными исходными постулатами при бессистемном, т.е. эклектическом изложении. В основе метафизического способа мышления лежит искусственный разрыв теории и практики. Самой радикальной и наиболее кондовой формой метафизики является религия. Всемогущий бог создал мироздание, спустил нам книжку, в которой изложены все доступные нашему познанию «откровения» - вот и вся сфера духовной жизни. Полный отрыв «теории» от практики. «Теория» - целиком и сплошь вредная фантазия, сочинённая заинтересованными лицами и держащаяся на невежестве, т. е. вере. Ясно, что подобная теоретическая концепция очень слаба в глазах более-менее образованных людей и совершенно непригодна ни для объяснения, ни для обслуживания собственно научного познания, которое, между прочим, сопровождало производственную практику человека с самого её зарождения. Поэтому жрицы и пророки уступили место философам и мыслителям, которые уже на основе разума разрабатывали менее кондовые формы метафизики. Условно говоря, античная философия была второй исторической формой метафизики. Метафизика в философии была таким образом вполне естественным способом теоретизирования, учитывая характер разделения труда и уровень развития прикладных наук и знаний. В вопросах обществоведения античная философия, разумеется, прямо служила эксплуататорским классам, так же как и религия. Однако в недрах метафизических философских систем наиболее последовательные и умные философы вынужденно наталкивались на диалектику реальных процессов бытия, поэтому в той или иной степени разрабатывали и действительно ценное учение о развитии. Собственно метафизический способ мышления окончательно утвердился в теоретической мысли в так называемое Новое время, прежде всего, благодаря перенесению в философию Бэконом и Локком из физики и биологии аналитических принципов описания и изучения предметов. Так, как они их понимали. А поняли они их плохо, как говорил Энгельс: «Для метафизика вещи и их мысленные отображения, т. е. понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один после другого и один независимо от другого». Разумеется, настоящие физики, биологи, химики, даже когда исследуют явления изолированно, «один после другого», делают это, во-первых, на некоторой общей методологической базе, в известном контексте целого, во-вторых, ещё перед началом рассмотрения «частей» и «единиц» чего-либо имеют на основе знаний целого предположение о их сущности и функциях, т. е. исследуют в аспекте увязки частностей с общим. Если же физик, биолог, химик строго держатся метафизики, он оказывается способен в лучшем случае на описание явления. Бэкон и Локк, будучи бесконечно далёкими от диалектики английскими лордами, породили на основе своего понимания «естественных наук» вульгарную методологию индукции, которую потом тиражировали многие философы и практически все великие и не очень учёные от Ньютона до Маха. Бэкон и Локк, с одной стороны, сделали полезное дело в смысле пропаганды и утверждения материалистических посылок в философии, которые в XVII в. не казались опасными, с другой стороны, были родоначальниками целого ряда тяжёлых теоретических заблуждений, таких как вышеуказанный эмпиризм и, например, либерализм. Таким образом, третья историческая форма метафизики проявляла себя как индукционизм, эмпиризм, а впоследствии как позитивизм и прагматизм (Бэкон, Локк, Беркли, Юм, Конт, Спенсер, Мах, Эйнштейн, Поппер). Это по сей день один из самых популярных способов смотреть на вещи как на «неизменные, застывшие, раз навсегда данные». Недостатки эмпиризма были вполне очевидны, так как он сулил чрезвычайную узость мировоззрения, вплоть до впадения в агностику и солипсизм. На почве критики эмпиризма возникла следующая разновидность метафизики - механистический «материализм» (Гоббс, Гельвеций, Гольбах, Дидро). Здесь «материалисты» искусственно отрывали уже практику научных достижений, в основном механики, от непризнаваемой и непонимаемой ими диалектики. Поэтому в сфере познания общества оказывались идеалистами, а в сфере познания природы не шли дальше механики. Оригинальные способы преодоления узости метафизики предлагали Декарт, Спиноза и Кант, но понимание ими диалектики, особенно диалектики реальных процессов бытия, оказалось недостаточным, поэтому они остались своеобразными, но метафизиками. Самой последней и высшей формой метафизики была созданная Гегелем «антиметафизическая» философская система. Он, с одной стороны, поднял диалектику на научный уровень, пронизав ей практически все категории, с другой стороны, соорудил грандиозную метафизическую онтологию своей знаменитой абсолютной идеи.

Теги других блогов: история философия метафизика